стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
 
 

Алтайская эпопея


Ребята из красноярского велоклуба "Грязные носороги" с 16 июля по 4 августа 2001 года путешествовали по Горному Алтаю. Они мечтали об этом всю зиму. Готовили карты, просчитывали маршрут, тренировались. И вот, поездка состоялась. Все вернулись здоровые, загорелые, полные впечатлений. Мы публикуем их короткие рассказы об этом увлекательном путешествии.

Эх, дороги…

Проехали мы 1400 км (в день было от 30 до 150 км). Дороги на Алтае нормальные, если не идет дождь. В Саянах дороги каменистые, на Байкале песчаные, а на Алтае - чернозем и глина с мелкими камушками. Тормоза забиваются через 200 м. Тут и диски не спасли бы. А по траве не поедешь - все изрыто кротами.

КарьерМашин на дорогах очень мало, в том числе и на асфальтированном Чуйском тракте. Чаще встречаются кони и коровы. Так что велосипеды отмывали то от липкой грязи, то от коровьих какашек.

Где-то посередине пути попали на заброшенный Военный Чуйский тракт - он вырублен в скалах вдоль реки Катуни. В 1967 году по тракту проехали мотоциклисты в честь 50-летия Советской власти, и теперь мы. Местные же ездят только на лошадях, так как дорога давно пришла в негодность, местами обвалилась и осыпалась. Там мы впервые увидели каменную бабу - их ставят на могилах алтайцев. И наткнулись на орлаканюка - Вова (Иливанов) на него случайно упал на велосипеде. Местами дорога превращалась в узкую коровью тропу, идущую по краю обрыва - совсем как Монастырская тропа вдоль Енисея, так что это было привычно.

Крутые перевалы

ПеревалВсего прошли 12 перевалов. Самый сложный - Мариинский. Потому что дорога шла "в лоб". Никаких серпантинов. Поднимались, естественно, пешком. Вылезли, присели передохнуть - пофилософствовать. Тут где-то близко громыхнуло и молния, бац, буквально в 30 метрах от нас в дерево ударила. Оглянулись, а вокруг все деревья молниями "порепанные". Мы руки в ноги и на спуск. За 70 летели. Красиво! Потом алтайцев спросили про этот перевал, а им это не в диковинку: "Однако, туда всегда молнии бьют".

Еще одна достопримечательность алтайских перевалов: перед ними стоят одинаковые дорожные знаки: подъем 3, спуск 2. На самом деле бывало 7 на 7 км.
Некоторые перевалы оказывались на высоте 2 тысяч метров и проходили через альпийские луга. Виды захватывающие! Никаких деревьев - только заснеженная вершина Белухи вдалеке.

Перевалы на Алтае классические: за этой вершиной идет следующая, а за ней еще одна и так несколько раз. Зато спуски - такой драйв.

А самый красивый перевал называется Громотуха. Катунь внизу ревет-несется среди порогов. Красота необыкновенная!


Расстояние - это время

Алтайцы расстояния меряют по-своему, временем. У них либо все "рядом", либо "день пути". Трубку выкурил - полчаса прошло. Аркан бросил - секунда. Луна за гору зашла - полночи минуло.

Живут они в своей местности "здесь и сейчас". Посмотрели в нашу карту и говорят: тут таких деревень вообще нет. А на карте есть, только эти деревни находятся за перевалом, куда местные в жизни своей никогда не ездили. Да и вряд ли поедут - незачем.

ВодопадВ Черном Ануе алтайцы рассказали нам про красивейшие водопады, до которых, якобы всего 3 км. Мы добирались 12 км и потратили 2 дня. Попали в дождь. Потом уже узнали, что Черные Ануй - это "Космические врата", "Пуп Земли", а для нас это было гнилое место. Там постоянно льет. Туча мимо идет, цепляется за гору, срезается и проливается прямо на нас. И так постоянно. Но место это все же удивительное. Говорят, что туда специально космонавтов привозила на адаптацию и вся "Красная книга" там растет. Да и водопад поразительный - 40 м пульсирует, как сердце.

Вова (Иливанов) умудрился монеткой в какую-то ямку попасть и с того времени с ним всякое начало приключаться - велокомпьютер потерял, потом очки, шлем (на кабаньей тропе в зарослях кустарника), перчатки (это когда убегал от пьяных алтайцев), шарики из втулки, шесть раз подряд колесо пробил, ремень на рюкзаке оторвал и т.п. У всех же остальных ничего подобного не случилось. Наоборот, когда уже все фотопленки отсняли, чудесным образом неизвестно откуда появилась в рюкзаке Андрея (Бузова) еще одна, которую никто вроде бы не покупал.


На этом и ехали

Перед отъездом сидим, обсуждаем, кому что покупать. Игорь (Коркин) говорит: "Я сало могу достать". Мы все согласны - он нам уже два года рассказывает про сало, которое его родичи солят по латышскому рецепту. Но на всякий случай уточнили: "Лучше копченого и без укропа".

А когда сели в поезд, то выяснилось, что сало Игорь, оказывается. Купил на рынке, в три раза дороже, да еще с костями - оно сразу же завоняло. В результате на первой же ночевке мы эту тухлятину весь вечер пережаривали. И дня три только сало и ели.

Всего же продуктов брали с запасом на 5 дней.

ШишкиЕли обычно у костра. Стандартное (еще с Байкала) блюдо - четыре пачки китайской лапши, два пакета сухого супа, банка тушенки на котелок кипятка. Скучновато. Поэтому не чурались придорожных "харчевен". Слава (Антипов) сходит на разведку: "Борщ по 3 рубля". Ну, мы тут и наедаемся, как следует.

А в селе Иня справляли Славин день рождения. Целый час стол сервировали, готовили, пиво разлили и… съели все за 10 минут. Делать нечего, сели и поехали в ночь - скучно без костра. Около него всегда занятия находятся и поговорить есть о чем.

Вообще с питанием проблем не было. Алтайцы делятся молоком и сметаной. Но сала и мяса у них летом нет. Днем ехали на конфетах. Еще на Байкале наработали технологию: 10 километров гоним, потом короткий привал, 2 конфеты плюс поливитамины.

Хлеб вдали от цивилизации стоит 25 рублей булка, а в магазинах ценников нет.

Ночевали обычно в палатках. Или под открытым небом - это в теплой Уймонской степи. А один раз на ветках кедра делали лежбище - чтобы медведь или кабан не достал. И обязательно перед сном каждый доставал детский крем (от потертостей).


Лишние вещи

У некоторых байкеров через день пути выяснилось, что вещей оказалось слишком много. Андрей (Бузов), например, сообразил, что тяжелые, никогда не просыхающие кроссовки лучше отправить домой. Всего он в Усть-Коксе упаковал около 4-х кг, в том числе купленный перед поездкой шлем. О чем вскоре пожалел, так как сразу за деревней началась горная тропа с осыпями. На ней Саша (Косов) 2 раза головой навернулся, Игорь ободрался, Вова улетел под обрыв (хорошо хоть свои "контачи" пристегнуть успел).

У Игоря оказалось лишних вещей аж на 6 кг. Но он их оставил, чтобы рюкзак выглядел внушительнее. Вообще, Игорю, как самому молодому, доставалось. Как-то купили парного молока и некоторые заявили, что Игорю пить его пока еще, по молодости, нельзя. Мнения разделились. Саша с Володей были "за", Андрей и Слава - "против" Игорь завелся не на шутку. Пришлось уступить растущему организму. Он, кстати, и на Байкале ел много.


Байкер байкеру всегда поможет

СлаваЕще в поездке выяснилось, что Игорь поехал на протертой покрышке. В Новосибирске, где у нас была пересадка, купили ему новую, но она оказалась даунхильной. И тут Слава случайно увидел местного пацана на "Урале" - переднее колесо у него было от МТБ. Короче, договорились за 50 руб. поменяться покрышками. А даунхильную тут же продали около магазина.

В Черном Ануе, в соответствии с путеводителем, заехали в Денисову пещеру, но она оказалась почти полностью засыпанной (консервация). Зато побывали около Усть-Кана в пещере Лохматой, где ведутся раскопки палеолитической стоянки и встретили там еще одну родственную душу. Байкером оказался дед-археолог из Новосибирска. Приятно, что он знает про красноярскую стоянку древнего человека на горе Афонтово. В Лохматой пещере в далекие времена жило около трех десяткой людей. Удивительно, но в ней совсем нет ветра и сухо.

Познакомились с японцем - он в экспедиции просто "копает", т.е. рабочий. Чаю попили. Поговорили с бизнесменом из Барнаула - он предупредил, где лучше ехать, куда лучше не соваться, как вести себя с алтайцами - все это очень пригодилось потом. Например, не надо ездить в Улаган - этот район не благополучен для туризма. Местные алтайцы там поголовно вооружены, так как вынуждены защищать свои стада от набегов тувинцев. И одновременно не прочь поиметь что-нибудь с беззащитных туристов. Обычно разговор с местными начинается с водки, а потом переходит в грабеж.

Большую часть маршрута байкеров мы больше не видели. И только на Чуйском тракте недалеко от села Иня нам встретились отец и сын Титовы из Орла. Они Славу сразу узнали по фотографии в 5 номере журнала "Велосипед". Было очень приятно - спасибо Кате Матвеевой и Олегу Клевцову за эту публикацию.

Около Телецкого озера нас дожидался давний наш друг Николай из Междуреченска (Кемеровская область). Он специально приехал на своем "Туристе", чтобы встретится с "Грязными носорогами".

За Горно-Алтайском догнали группу девушек из Москвы и Барнаула. Ехали они тяжело. Навьючили велосипеды, как канадцы на Байкале. Видно тоже комфорт любят.

А дней на пять впереди проехал немец - кругосветный путешественник. Но мы его так и не догнали.


Мотопробег


Алтайцы

Круче всех оказался самодеятельный музей в Мендур-Саккоме. Это в стороне от дороги, но заехать стоило. Деревня чисто алтайская. Дети пугаются, по-русски не говорят. Хотели на часик остановиться, но хозяин музея увлек на 5 часов.

У алтайцев древнее самосознание. Их шаманы задолго до современных ученых знали о планетах Солнечной системы и нашей Галактике, которая вращается вокруг Полярной Звезды.

Интересна интерпретация сути национальных конфликтов: "Русский выпьет 2 стакана водки и только покраснеет. Алтаец с полстакана совсем пьяный. Русский начинает приставать к нему - давай силой меряться, однако. Обижает алтайца".

АлтайцыА вот что смотритель музея рассказал о пещере Лохматой: отсюда пошел "род Земли". В этой пещере когда-то жили лохматые люди-гиганты, которые могли превращаться в зверей. Они были людоедами и съели проживающих в этой же местности маленьких людей, которые носили скафандры. Ели и алтайцев. Последние решили людоедов извести и придумали следующее: поставили около пещеры столы, принесли много водки и палки-дубины. Сели сами, выпили, потом стали драться на палках. После чего ушли. Лохматые гиганты вышли из пещеры и стали делать также: напились водки, после чего стали драться на палках и друг друга убили. Как бы не получилось также и с русскими, которые хотят, чтобы алтайцы жили как они и, в результате, погибли.

Тем не менее, алтайцы очень гостеприимны и в их доме с вами ничего не случиться. А вот за воротами никто безопасности не гарантирует.

Алтайцы - дети природы. Основное занятие - скотоводство, но сено на зиму никто не заготавливает. Если снег выпадает глубокий, то скот просто забивают.

Один чабан предлагал купить у него рога оленя, козла и прочие "сувениры, барахло всякое". Мы отказались. С трудом удалось найти мастера, которые режет из кедра фигурки шаманов и красит их настоем толченой коры. Он живет где-то в горах и на Чуйский тракт спускается для реализации своих изделий. Но это редкость. Алтайские сувениры - обычный ширпотреб, которого полно в каждом городе.


Владимир Черников

список путешествий

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»