стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
 
 

Казацким волоком из Енисея в Обь


История нашей страны по-настоящему только недавно стала приоткрываться такой, какой она и была на самом деле. Особенно история освоения русскими людьми Сибири. О Ермаке слышали все. Однако мало кому известно, что его поход был частной экспедицией, профинансированной солепромышленником Строгановым в обмен на право "ясачить" покоренное местное население.
Ермак Тимофеевич с 500-стами казаками отправился в поход 1 сентября 1582 г. Водным путем по рекам Волге, Каме, Чусовой, Серебряной, Чуй добрались казаки до волока через Уральские горы. Струги и припасы перетащили на себе в районе горы Благодатной (рубили просеку) и по рекам Журавль, Баранчук, Тагил, Тобол, Иртыш сплавились в "Сибирскую страну". Весь поход совершили за 2 недели, поставив на острове в устье Тобола свой лагерь под синим знаменем с широкой кумачовой каймой. Тем самым утвердив отныне власть над "Сибирской землицей" Ивана Грозного. Через три года выжившие в походе казаки (сам Ермак погиб в стычке с кучумской гвардией) вернулись печорским волоком в Москву. И уже после них пришли стрельцы, которые и основали сибирские крепости - остроги, завершили разгром татарского Кучумского царства, добавив третью корону на Российский герб.

Освоив Обь, "служилые люди" из Тобольского острога поморским путем вышли волоком через Обскую губу и р. Таз на р. Турухан, где в 1601 г. поставили Мангазейский острог. А оттуда прошли в Енисей, Нижнюю Тунгуску и, волоком, на реки. Вилюй и Лену.
Второй путь освоения Енисейской Сибири организовал воевода Молчанов из Кетского острога. В 1605 году он отправил отряд казаков на разведку восточных "землиц". На стругах они поднялись до среднего течения р. Кеть и по болотистому водоразделу перешли в р. Кас, а по ней - в Енисей, где объясачили местных остяков. А в 1608 г. казаки поднялись по Енисею еще на 500 верст, дошли до стрелки с р. Кача и обложили данью местные татарские племена. Именно на этом месте спустя 20 лет и был построен Красноярский острог.
Уже этих сведений было достаточно, чтобы попытаться проехать путем освоения наших родных мест на велосипедах. И мы засели за книги. Вечерние бдения в музеях и библиотеках открыли еще более яркие страницы истории Кеть-Касовского волока.
Например, выяснилось, что этот путь был известен скифам еще в 3 тысячелетии до нашей эры. Подступы к нему охранялись заставами, выполнявшими оборонительные, контрольные и культовые функции. Об этом стало известно из археологических раскопок, произведенных на строительстве Обь-Енисейского канала в конце 18 века. Сама стройка была эпохальной: ведь всего несколько лет назад закончилось строительство первого на планете Суэцкого канала, началось строительство Панамского канала. Русский царь принял свое геополитическое решение - сквозным водным путем соединить Сибирь и через Ангару, Байкал и Селенгу выйти к границам с Китаем. А затем через Шилку и Амур получить выход к Тихому океану. Это был важный стратегический проект - ведь тогда в Сибири еще не было железной дороги
Канал строили 10 лет (с 1883 по 1892 гг.). Чтобы удешевить затраты, использовали местный строевой сосновый лес, самородное (т.н. "болотное") железо. В отдельные годы на строительстве было занято до 2 тысяч землекопов и плотников - селькупов, эвенков, хантов, русских крестьян. И не было никаких каторжан. Кроме одного политссыльного польского революционера Ф.С. Балицкого, 24-летнего инженера из Люблина.

Александровский шлюз

Возглавлял строительство начальник Томского округа водных путей сообщений инженер, действительный статский советник, барон Б.А. Аминов. Он же организовал строительство в непроходимых топях гужевой дороги вдоль всей шлюзовой системы длиной почти 160 км. Ей-то мы и воспользовались в своем велопробеге. Справедливости ради надо отметить, что о существовании "баронского тракта" мы не предполагали и были готовы эти 160 км пробиваться через тайгу, либо на плоту по реке. Представляете, как нам повезло! Прогнившие гати оказались все же лучше, чем заросшие медвежьи тропы или торфяные болота, хотя скорость почему то везде была одинакова - 3 км/час.
После нескольких лет эксплуатации канала начались работы по его расширению, но Первая мировая война прекратила их. Потом была революция. В 1918 г. отряд белогвардейцев под командой ротмистра Алиферова попытался на речных судах по каналу выйти на Енисей, но не смог этого сделать - шлюзы оказались слишком узкими. Тогда Алиферов дал команду разрушить шлюзы и "баронский тракт". Мародерство и грабежи алиферовцев объединили местное население, которое полностью перебило белогвардейцев.
В 1923 г. все шлюзовые постройки с Томской стороны разобрали и вывезли. Два дома оттуда до сих пор стоят где-то в Барнауле.
О канале вспомнили в 1984 г. в связи с проектом поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Предполагалось через водораздел перекачивать воду из Енисея в Обь. Однако многие ученые, побывав в этом уголке заповедной природы, впоследствии выступили против строительства. И если бы не перестройка, неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба царского проекта.

Подготовка
В путешествие мы собирались основательно. К изучению истории добавились исследования почвы, гидросферы, климата, фауны и флоры, а также встречи с людьми, когда-то побывавшими в тех местах. Например, выяснилось, что с енисейской стороны на шлюзах живут староверы, а с томской стороны вообще эти места не заселены.
Ехать лучше всего было в июле - в этом месяце меньше дождей и теплее. Почва в этих местах в основном песчаная (это ужасно - разбитые тракторами рыхлые песчаные дороги!). Заболоченность местности 53 %. Болота километровые, топкие, с мочажинами и узкими торфяными грядами, на которых растет клюква и морошка (чистая правда!). А между болотами встречаются островки сухого соснового бора, заросшего багульником и ягелем (ох и покайфовали мы там, едучи по медвежьим тропам).

Тщательно рассчитали продукты (с учетом местного молока, рыбы и огурцов), снаряжение. С личными вещами и подарками для староверов получилось по 15 кг на каждого.

Велосипед

А когда из журнала "Велосипед" узнали, что в 1883 г. (начало строительства канала), состоялись первые соревнования велосипедистов в Москве, наше терпение кончилось. Взяли билеты на теплоход, загрузили в рюкзаки продукты-палатки-спальники-накомарники, смазали свои Gary Fisher, Trek и GT и рано утром, абсолютно промокнув под неожиданным ливнем, отчалили в низовья Енисея.

Приключения
На теплоходе мы обсохли, познакомились с местными жителями, разузнали дорогу. Оказалось, что ехать нам придется около 50 км берегом реки, потом 40 км по тракторному следу, а дальше вроде бы легче - староверы для себя дорогу сделали.
Приключения начались почти сразу. Сначала мы заблудились и кое-как выбрались к Енисею, блуждая между его многочисленными протоками. Намучавшись на рыхлом гравии, стали на ночлег. Только уснули, как с проплывающего мимо катера кричат, что к нам медведь плывет. Мы сначала приняли это за розыгрыш, но потом Володя Иливанов, который, кстати, работает таксидермистом (т.е. шкуры этих самых медведей выделывает), рассмотрел, что на реке вместо одного бакена стало два! И второй толчками движется прямо на наш костерок. Я давай в котелок стучать-отпугивать, Вова за велосипед схватился. А палатки, вещи, продукты куда? Медведь между тем нас увидел, сплавился метров на сто и, не отряхиваясь, прыжками ушел в тайгу. Вова в ту ночь так и не заснул. И только уже в Красноярске я случайно узнал много дней спустя, что это была медведица, которая в тех местах уже лет 10 живет и даже с коровами местными вместе пасется. В общем, безобидный зверь. Но мы тогда этого не знали. Позже староверы научили нас, что при встрече с медведем нельзя от него убегать - медведь все равно догонит. Лучше смело идти ему навстречу и смотреть зверю прямо в глаза: "медведь человеческую силу не держит и отвернет". Однако это не каждому по силам. Лучше просто поджечь тряпку - ее запах медведь не переносит.
А вообще по медвежьему следу идти приходилось часто. Тропами его пользовались, полагая, что еды зверю сейчас хватает и на нас он не позарится. И нам действительно везло. Потому что в это же время около одной из деревень медведь-людоед задрал девушку. А недалеко от Красноярска - поломал мужчину.

Кержаки
В первой же деревне - Фомке, нас встретили два колоритных бородатых деда. Они староверы-беспоповцы часовенного согласия. Оба очень приветливые и любознательные. Один из них, Василий, "сразу догадался, что это туристы". Довольно подробно и, главное, понятно, кержаки нарисовали нам дорогу, по которой мы к концу дня добрались до поселка Новый Городок. Обычная деревня. Много детей на велосипедах. Есть магазин, пекарня. Ее хозяйка - молодая женщина по имени Пана, оказалась близкой родственницей старосты беспоповцев и подробно рассказала нам об их современной жизни. Оказывается, здесь живут представители двух толков. Но они не враждуют. Кержаки традиционно носят не стриженые бороды, не курят, не матерятся, выпивают в меру. У некоторых есть телевизоры, приемники и магнитофоны. Естественно, стиральные машины (электроэнергию дает дизель-генератор) и почти в каждом дворе "Нива", УАЗ, мотоцикл. Бензин завозят по зимнику или весной по большой воде. Деньги зарабатывают заготовкой белых грибов, брусники, кедрового ореха, белок и соболей. Староверы органично вжились в окружающую их природу. Их дети учатся в школе-интернате за 200-300 км от дома, некоторые - в техникумах и даже ВУЗах. Хотя большинство закончили всего три класса местной школы или вообще не учатся. В результате в армии они не служат по неграмотности. Зато хорошо воспитаны. Среди староверов не бывает конфликтов. Им не нужна власть и милиция. Живут общиной, которой ненавязчиво управляет староста, объединяющий жителей на совместный труд (например, строительство дороги, мостов). В поселках почти все родственники и жен выбирают в других деревнях. Сама Пана вышла замуж за неверующего, жизнь ее не сложилась и сейчас она живет с сыном одна. В связи с этим наш Вова проникся к молодой кержачке некими чувствами и сбегал побрился. Однако зря. Пана любит бородачей, так что Вове на этот раз обломилось (не как два года назад на Байкале с канадкой Сисилией). Около Паниной пекарни мы и переночевали, поужинав местным молоком с кержацким хлебом.
На следующий день, кое-как разузнав дорогу, ушли на Александровский шлюз по совершенно разбитой рыхлой песчаной дороге. Проехали 84 км и тут выяснилось, что мы заблудились: оказались значительно севернее. Жара стояла под 40 градусов. Да еще Вова час уже тащил свой велосипед - у него заклинило переднюю втулку. Когда ее разобрали, то оказалось, что четыре шарика в ней раскололись пополам. Узнав дорогу у случайного бородача-мотоциклиста, мы с Сашей Румянцевым сгоняли все же в Александровский шлюз, где староверы нас накормили, снабдили продуктами и даже бражкой (а что еще лучше снимет усталость?). И там мы нашли в старой велосипедной педали те самые 4 шарика.
Ночевали около леспромхозовской вахтовки, которую уже месяц сторожил бородач Василий. Принял он нас не менее радушно, но категорически отказался есть нашу кашу, сваренную не в его посуде. А вот бражки выпил и оказался обыкновенным мужиком. Даже танцевать взялся.
Староверы заселились в этих местах в 1936 г. Они приплыли на лодках по каналу из Томской области, спасаясь от притеснений Советской власти. Миграция происходит и сейчас. Наиболее приверженные вере уходят вглубь тайги, а в их дома заселяются жители енисейских сел, на которые наступает цивилизация.

Василий Зебзеев, смотритель Георгиевского шлюза

Местные люди неплохо знают историю этих мест, с удовольствием общались с нами по этому поводу. Они очень отзывчивы, доброжелательны, не прагматичны (как население Прибайкалья, избалованное туристами). А имевшаяся у нас музейная фотография Александровского шлюза, датированная 1892 г. (см. разворот), вообще открывала любые двери. Обычно в свои дома староверы посторонних не пускают, а мы даже ночевали около алтаря, рядом с огромной рукописной Библией, завернутой в платок. Хозяин ее, 54-летний Федор Королев, угостил нас "кислухой" - брагой, заквашенной картошкой и настоянной на сушеных белых грибах (глюков не было!). Живет он совершенно один. В поселок выходит 1-2 раза в год сдать заготовки в обмен на соль, сахар, муку. После смерти жены дал обет не есть мяса, однако для собак сушит рыбу. Нас же накормил тушеной с грибами картошкой, остатки которой отдал тем же собакам. Федор - верующий. Он соблюдает все ограничения, предписываемые верой на общение с иноверцами. Молится на ночь, отсчитывая поклоны "лесовкой" (типа четков). Верит для поддержки своей души, чтобы та не попала в ад. Недавно Федор уволился с работы смотрителя гидропоста, т.к. государство стало ставить староверов на учет через обязанность каждому получить ИНН. Слово "кержак", по мнению Федора, означает "выходец из г. Кержи". Всех остальных - неверующих, он называет чалдонами ("человек с Дона", откуда, собственно, и пришли казаки 420 лет назад).
А раньше в этих местах жили эвенки. В 1995 г. здесь еще кочевала одна семья. Теперь же коренных жителей в этой местности нет. Изредка бродят лишь их одичавшие олени.

Шлюзы
Александровский шлюз - это первый шлюз на канале. К сожалению, он оказался полностью разрушенным временем, ледоходами и половодьями. Кроме того, в 1942 г. его занесенные песком ворота взорвали, чтобы дать возможность пройти пароходам, которые перегоняли из Енисея в Обь. А в последние годы в этом месте река вообще изменила свое русло. На шлюзе стоит деревня староверов (более 30 дворов). Нынешней весной их затопило (вода заходила в дома на 1,5 метра) и староверы впервые просили помощи у МЧС.

Георгиевский шлюз

Значительно лучше сохранился Георгиевский шлюз. Впечатляет масштабность древней постройки, качество подгонки бревен. Все они одинакового диаметра, прогонялись через калибровочное кольцо. Собраны в шип без гвоздей. Ворота армированы четырехметровыми болтами с квадратными гайками. Дно шлюза выстелено тремя слоями толстых досок с прослойкой из кирпича. И все это сохранилось. Около шлюза стоит заимка Василия Земзеева (см. фото), в которой он проживает с двумя своими сестрами.
На шлюзе Бызымянный сегодня никто не живет. Однако недалеко от него располагается крупный поселок староверов (около 30 семей), где нас радушно принял местный староста Петр Фомич Земзеев. У него семь детей. Все учатся. А один из сыновей поступил в летное училище.
На шлюзе Налимном живет одна многодетная семья - очень доброжелательная и приветливая.
На шлюз Мокряки мы не попали, завязли в болотах. Однако название шлюза произошло не в связи с этим, а от огромного количества комаров и мошки - по местному "мокреца". Может быть по этому там никто и не живет.
Шлюз Марьина Грива - обитель Федора Королева.
Касовский шлюз - последний на енисейской стороне. Здесь живут три семьи и много-много детей. Сразу за шлюзом начинается 7,5-километовый канал - затянутая тиной стоячая вода, переходящая в озеро Водораздельное. Из него вытекает небольшой ручей Язевый - и это уже Томская область.
С той стороны также было построено 7 шлюзов: Николаевский, Генеральский, Новый, Ильинский, Красный Яр, Веселый, Ломоватый. Все они необитаемы. Однако на некоторых имеются избушки егеря. Эти шлюзы сохранились значительно лучше, т.к. течение рек здесь спокойнее. Но и завалов, корчей значительно больше. На шлюзе Новом сохранились остатки литейной мастерской, кузницы и кладбища - всего около 100 могил. Умирали строители, в основном, от цинги.

Комары
К гнусу мы привыкли уже через два дня. Да и куда от него денешься? Спасали накомарники. А на кисти рук натягивали рукава. От мази же толку не было никакого - она действовала не более 10 минут, т.к. быстро смывалась потом.

Репер МПС

Староверы же мазями почти не пользуются, а накомарники надевают только на сенокос. Их почему-то комары не кусают. Возможно потому, что не пахнут они так привлекательно, как мы, мясоеды (летом-то в деревне мяса нет). Каждый вечер полчаса у нас уходило на стандартную, но необходимую процедуру - передавить в палатке комаров и мошку (местные же спят под пологом из марли, пользуются дымокурами из гнилушек). Интересно, что на енисейской стороне комаров значительно больше - мы засыпали под их басовитый гул. На томской же стороне за стенами палатки стоял комариный звон. А ближе к поселкам - только стукоток.

Дороги
Сначала был прибрежный гравий Енисея. Потом песчаная грязь тракторного следа. Затем рыхлый песок лесовозной дороги. Наезженная тропа по насыпи вдоль канала. Гати "баронского тракта" - в конце концов, мы потеряли его и пошли, ориентируясь по солнцу, напрямик по болотам, изредка пользуясь медвежьими тропами. Нам не повезло: со слов кержаков, в прошлом году воды было значительно меньше.

Баронский тракт

Плыли на "обласке" километров 25 (прочувствовали переживания староверов-переселенцев). "Обласок" - это долбленая из осинового бревна небольшая лодка, куда мы взгромоздились втроем с велосипедами и рюкзаками и, в конце концов, затонули. Скорость на лодке была значительно выше, но многочисленные завалы и корчи полностью сводили на нет это преимущество.
Снова нашли "баронский тракт" и по отличной боровой дороге выехали к речке Деревянной - в 50 м на другой стороне ее виднелись остатки моста. Оказалось, что он лежит на дне реки и пройти можно. Раздеваться не стали - все эти дни мы и так были постоянно мокрыми от пота, болот и переправ. Но вот дождя не было ни разу. А так хотелось - песок был бы не таким рыхлым.
Потом пошел леспромхозовский "асфальт" - отсыпанная мелким гравием и отлично утрамбованная широкая дорога вдоль р. Кеть. Вот наслаждение-то! Однако на следующий день опять пришлось месить рыхлый песок дорог районного масштаба. И так еще 250 км. Однажды до того устали, что решили сплавиться на барже. День прозагарали на солнце, ловили щук, пили пиво, доели все припасы. Но погрузка баржи все откладывалась и мы вновь вынуждены были отчаянно месить песок.
В п. Белый Яр (центр Верхнекетского района Томской области) посетили местный музей, помылись под горячим серо-водородным душем, постирали одежду, сели в поезд и утром уже были в Томске. Походили по музеям, наконец-то попали под дождь. И, где на электричках, где на поезде добрались все же домой, испытав все 33 удовольствия этого необычного велопробега: спасибо велосипедам и тем, кто их делает.
В нашем велопробеге участвовали три байка: Gary Fisher ProCaliber, Trek-830 (после серьезного апгрейда) и GT Agressor. Все велосипеды уже не первой молодости, с хорошим опытом (Байкал, Горный Алтай, Саяны), прочные и надежные. За весь пробег поломка была всего одна, да и то по вине хозяина. Еще в прошлом году Вова потерял один шарик во втулке, да так и ездил без него весь сезон. А ведь известно: где тонко, там и рвется. Ясно, что велосипед в дорогу нужно готовить. У GT же был всего один недостаток - существенный вес. Хорошо еще, что на всем маршруте нам не встретилось ни одного подъема. Однако, вытаскивая этот байк со дна реки, я чуть не надорвался. Да и в болотах Саше пришлось поработать. Так что на привалах он обычно лежал пластом, а мы с Вовой лакомились морошкой.

Проекты
Есть серьезное предложение к байкерам, проживающим в Приволжье, Зауралье, Западной и Восточной Сибири: ПРОЕХАТЬ НА ВЕЛОСИПЕДАХ ПУТЕМ ОСВОЕНИЯ РУССКИМИ КАЗАКАМИ СИБИРИ. Кто-то пройдет с Яика через Урал до Оби, кто-то с Оби до Маковского волока, мы подхватим и протянем велопробег через Енисейск и где-нибудь на Ангаре встретимся с иркутянами, а те, в свою очередь пройдут вдоль Байкала и Селенги до границы с Монголией. Получится мощное байкерское движение, которое нас всех объединит.

Владимир Черников

список путешествий

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»